Есть такие города…

Города, что люди: у каждого свое лицо,
свой характер, своя судьба или, как
гласит русская пословица: „Что ни
город, то норов!"

В Тверском крае немало самобытных городов, сохранивших свое лицо, замечательных своей историей, памятниками архитектуры, уникальными ремеслами и промыслами.

Из областного центра в Калязин лучше „слетать" на „Метеоре" - быстроходном судне на  подводных  крыльях,  за четыре часа проделывающем этот путь. Волга у Калязина так широка, что сосны могучего бора на берегу сливаются в одну темную широкую ленту. За бором открывается Калязин - семисотлетний русский город. Но еще раньше. прямо из волжских вод странным видением вырастает игла стройной колокольни бывшего Никольского монастыря - своеобразный маяк и главная местная достопримечательность. В 1940 г., перед заполнением Угличского водохранилища, город отодвинулся на окрестные холмы, оставив под водой исторический центр. А трехъярусная полузатопленная колокольня осталась среди обширного водного пространства как памятник старому Калязину.

В связи с затоплением был разобран один из самых богатых в России калязинский Макарьевский монастырь, основанный в 1434 году. Исчезли знаменитый собор, великолепная трапезная, другие постройки. Повествуют о них теперь только вывезенные из монастыря экспонаты, значительная часть которых осталась в местном музее. Художественную ценность представляют фрески живописца XVII века Ивана Ярославца (Феофилатова), деревянная культовая скульптура, древние изразцы, другие произведения русских мастеров.

Славился провинциальный тихий Калязин своим кружевным промыслом. Сегодня кружевниц - по пальцам перечесть. А было в Калягине еще в начале века до 2000 мастериц, искусство которых высоко ценилось по всей России. Сквозные кружева со старорусским калязинским геометрическим орнаментом увозили в Москву, Петербург и Варшаву. Тонкое „сыпчатое" кружево с белыми ромбиками и толстой нитью обводной скани не имело себе равных. Теперь, к сожалению, все это можно увидеть разве что в музее да в некоторых старых калязинских домах.

Вторым центром кружевоплетения в Тверском крае был Торжок. Новоторжские кружевные косынки и шарфы с излюбленными пятилистниками на волнистом стебле, с многочисленными петельками, крупным рисунком и плотными гребешками были ближе к старинным    традициям    этого    искусства, дольше других сохраняли верность архаическим сюжетам с присущими им ладьями, древом, образом матери-земли.

К сожалению, ни купить, ни заказать эти кружева здесь тоже негде - не стало мастеров. И любоваться ими можно только в музеях.

Зато другое редчайшее рукоделье - золотное шитье - здесь живо. Первые обнаруженные в Торжке золотошвейные изделия (заменявшие денежные знаки лоскутки кожи) относятся еще к XIII веку. Сложное искусство золотной вышивки передавалось от поколения к поколению, из рук в руки Расшитые золотной нитью шелк, бархат, парча были принадлежностью церковных одеяний Торжокские мастерицы расшивали одежды для особ императорской фамилии, для особых торжеств. Бережно сохраняется это уникальное искусство и сегодня. Зрители, наверное, не забыли великолепные, шитые золотом костюмы в кинофильме „Война и мир". Создавались они в Торжке. Руками торжокских мастериц были вышиты погоны и аксельбанты для героев кинофильма „Битва при Ватерлоо", мундир для Каренина в кинофильме „Анна Каренина", костюмы для киноленты „Звезда пленительного счастья".

Сегодня в Торжке этому искусству обучают в школе художественной вышивки. На Торжокской золотошвейной фабрике наряду с выставочными высокохудожественными работами вышивают наволочки для диванных подушек, дамские сумочки из бархата и замши, головные уборы, изящные эмблемы, другие изделия. Приобрести их можно и в Торжке, и в отделах подарков крупных универмагов областного центра.

Увозят из Торжка еще одно оригинальное изделие народных художественных промыслов - забытую глиняную свистульку. Не так давно в Торжке - одном из старинных гончарных центров - создали цех, где стали расписывать ярких расфранченных петухов и разных пичужек с дырочкой в хвосте. Их лепят вручную, в разных вариантах, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают.

А в Конакове гончарный промысел дал в свое время толчок развитию искусства фаянса. Фабрика крупного промышленника М. С. Кузнецова, возникшая здесь еще в начале прошлого века, наводнила фаянсовой посудой всю Россию. Сегодня Конаковский фаянсовый завод наряду с простой дешевой посудой выпускает красивые разнообразные комплекты, сервизы, наборы, декоративные предметы, не знающие аналогов ни у нас, ни на мировом рынке.

Помимо фаянсового завода, в Конакове имеются мощная ГРЭС, заводы стальных конструкций и механического инструмента, другие предприятия.

Не меньше конаковского фаянса известны у нас в стране изделия предприятия „Красный Май", расположенного близ Вышнего Волочка на берегу реки Шлины. Бывший Ключинский завод купцов Болотиных, выпускавший керосиновые лампы с изящными причудливой формы разноцветными абажурами, первым в нашей стране освоил производство изделий из сульфидно-цинкового стекла, обладающего свойствами менять окраску в зависимости от способов термической обработки. Десертные приборы, декоративные композиции, разнообразнейшие вазы, выполненные художниками и мастерами „Красного Мая" в гутной технике, изысканно красивы, глубоко эмоциональны, порой просто фантастичны. Произведения красномайцев побывали на многих международных выставках, украшают экспозицию крупнейших наших музеев.

Есть у завода и собственный прекрасный музей, который посещают приезжающие в Вышний Волочек экскурсанты.

Интересен и самобытен и сам город, в пейзаже которого неизменно присутствует водное пространство, Вышний Волочек расположен в междуречье. Еще новгородцы в поисках торговых путей на нижнюю Волгу перетаскивали здесь волоком свои суда из Меты в Тверцу. Позже, при Петре I между реками был прорыт судоходный канал. Образовался водный путь протяженностью около 850 километров от Твери до устья реки Волхов, по которому шла перевалка грузов между бассейнами Балтийского и Каспийского морей.

Эта первая в России гидротехническая система была создана гидростроителем-самоучкой Михаилом Ивановичем Сердюковым. На берегу Вышневолоцкого водохранилища и сегодня возвышается двухэтажный особняк, в котором он жил.

Интересна также история Торопца. Весьегонска, Ржева и особенно Кашина.

Город находится несколько в стороне от „столбовых" водных путей Верхневолжья. Возник Кашин семь веков назад в излучине тихой речки Кашинки - притока Волги - как крепость на стыке Впадимиро-Суздальской земли. Московского и Тверского княжеств и был в течение длительного исторического периода ареной разорявших его междоусобиц. С середины XIV века Кашин становится центром удельного княжества, чеканит собственную монету, ведет свою политику и свою торговлю. Так продолжалось вплоть до его присоединения к Москве - до 1486 года.

В эпоху средневековья Кашин был хорошо защищенной крепостью с крепкими стенами из сосны и дуба, глубоким рвом, потайными ходами и запасом воды на случай длительной осады. Позже, утратив свое военное значение, город рассыпался по зеленым холмам над извилистой Кашинкой, оброс слободами и стал обычной ремесленной и торговой российской провинцией.

О прежнем Кашине сегодня рассказывают остатки крепостных укреплений да сохранившиеся храмы.

Из деревянных памятников архитектуры уцелела здесь только церковь Иоакима и Анны, построенная в XVII веке. Поздние переделки в общем не испортили ее первоначальный облик. Маленькая эта церквушка мало чем отличалась бы от обычных рубленых домов, если бы не две изящные главки-луковички на тонких шейках. Под стать игрушечной этой церкви и скромная квадратная колоколенка. Все очень просто и истово в простоте своей.

Озадачивает и изумляет в Кашине церковь Входа в Иерусалим. Эта двухъярусная стройная церковь была построена уже в последней четверти XVIII века, но как будто „не заметила" повсеместного перехода к барокко и классицизму. Чистый и ясный контур сильно вытянутого вверх, увенчанного пятью „маковками" четверика явно тяготеет к суровым древним русским храмам, один из которых, по-видимому, и стал образцом для этой живущей вне времени церкви.

Самое же заметное в Кашине культовое сооружение - Воскресенский собор (XIX в.), колокольня которого вознеслась над городом на 76 метров. И сам собор, построенный по строгим классическим канонам, поражает грандиозными размерами - слишком большими для маленького городка.

Но славен Кашин не только прошлым. Есть у него, кроме памятников архитектуры. и другие приметы. Известные с давних пор местные минеральные воды, обладающие целебными свойствами, позволили уже в наше советское время создать здесь курорт республиканского значения, где поправляют здоровье в течение года до 7 000 человек, страдающих недугами желудочно-кишечного тракта.

Экскурсия в Кашин совмещается обычно с посещением Верхней Троицы. Небольшое в прошлом село стало современным поселком со своим Домом культуры, Домом быта, двумя библиотеками, музеем, благоустроенными многоэтажными зданиями и гостиницей.

Чтобы глубже узнать историю Тверского края, нужно побывать в его музеях. Помимо краеведческих музеев, во время экскурсий можно посетить Музей партизанской славы в Торопецком районе, Музей комсомольской славы имени Лизы Чайкиной и Музей тверского быта в Калинине.

Музей тверского быта, размещающийся в бывшем особняке купца Арефьева, удостоенного когда-то высокой награды - ковша золотого орла из рук самого Петра, уникален. Здесь собрана редкая коллекция старинных одежд, ювелирных изделий, древних рукописей, посуды, утвари, орудий труда, кружев, вышивки, изделий браного ткачества, мебели, других творений прикладного искусства - драгоценного наследия неизвестных мастеров из народа.