Застывшая музыка

Осташков
Не говорите, что у нас нет памятников,
что знаменитейшие события истории
записаны только на сухих страницах
летописей, но не переданы памяти
потомства в произведениях
искусства ... Они рассеяны всюду,
особенно в старинных городах наших, но
не всякий хочет замечать их ... По
одним этим памятникам можно было бы
прочесть историю Руси...

Виссарион Белинский

 

Главная улица России, как иногда величают Волгу, с глубокой древности была и главным торговым путем не только для племен и народов, населяющих Русскую равнину, но и для иноземных соседей. Этим обстоятельством, так же как географическим положением средневекового Тверского княжества, граничившего с одной стороны с Великим Новгородом, с другой - с княжеством Московским, объясняется бурная история этого края. Повествуют о ней дожившие до наших дней остатки духовной и материальной культуры, в том числе памятники архитектуры.

Архитектура - одно из самых долговечных и сильных средств выражения культуры и духовного богатства народа. Ее называют застывшей музыкой, ибо, подобно музыке, она способна вызывать у человека глубокие чувства. Высокое эстетическое наслаждение дарят нам и сегодня творения неизвестных мастеров, создавших на волжских берегах замечательные образцы древней архитектуры - этой громадной каменной книги, на страницах которой запечатлены различные эпохи.

Знакомство с архитектурными памятниками, как правило, начинается с архитектурных ансамблей города Калинина (до 1931 года Тверь), возникшего в XII веке в устье реки Тверцы (отсюда прежнее название). В XIV и особенно в XV веках Тверь была заметным экономическим и административным центром Северо-Восточной Руси. По своему облику это типичный феодальный средневековый город с кремлем, крепостью, княжеским дворцом и посадами.

Тверской кремль занимал пространство по берегу Тьмаки при ее впадении в Волгу и имел, таким образом, с двух сторон естественное прикрытие. Как и другие крепости, он был обнесен высоким земляным валом, над которым возвышалась мощная бревенчатая стена, и рвами, остатки которых и сегодня просматриваются в историческом центре Калинина (на территории городского сада).

Путевой дворец.
Других следов глубокой древности мы не увидим. Зато увидим архитектурные памятники XVIII века, а их в городе не так уж мало.

Пример тому протянувшаяся вдоль Волги набережная Степана Разина. Она плотно застроена хорошо сохранившимися двухэтажными зданиями XVIII века с низкими тяжеловатыми арками проездных ворот, с четким ритмом повторяющихся архитектурных элементов, сочной лепкой завитков-волют и шеренгой отягощенных массивными наличниками окон. Вся набережная представляет единый архитектурный стиль.

Архитектурный облик Твери сформировался в конце XVIII столетия. После невиданной силы пожара 1763 года на месте феодального с кривыми запутанными улочками города появился город европейский. Его строительство вел один из талантливейших архитекторов своего времени П. Р. Никитин. В основу городской планировки он положил схему центра Петербурга с его парадным трехлучием улиц. Но, учитывая особенности уже сложившегося города, систему эту архитектор совместил с общей прямолинейной планировкой.

Сегодня Калинин - крупный промышленный и культурный центр с полумиллионным населением. Город производит пассажирские вагоны, экскаваторы, синтетические и хлопчатобумажные ткани, электроаппаратуру, полифафическую продукцию, строительные материалы, одежду, сварные конструкции, искусственную кожу и многое другое. Он располагает государственным университетом, медицинским и сельскохозяйственным институтами, тремя театрами и другими учреждениями культуры. Благоустраивается и хорошеет город, при этом бережно сохраняя свое историческое лицо.

Двести с лишним лет, к счастью, мало изменили облик центральной исторической части города. Сохранилась и общая никитинская планировка, и целый ряд отдельных зданий. Самое интересное из них - Путевой дворец, в котором теперь размещаются Калининский государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей и областная картинная галерея. Дворец, построенный в 70-е годы XVIII века молодым М. Ф. Казаковым, состоявшим в „архитектурной команде" Никитина, потом был реконструирован архитектором Карлом Росси. К главной улице города дворец обращен двумя стройными павильонами с крутыми куполами, составляющими самую нарядную часть здания. Выверенные пропорции, сочная лепка деталей придают сооружению столичную парадность и величие.церковь Белая Троица

Кроме Путевого дворца и еще нескольких построек классического периода, в Калинине сохранилось несколько старых культовых сооружений, переживших многие пожары и войны. Самое раннее из них - церковь Белая Троица, выделяющаяся ослепительной белизной на фоне деревянного Затьмачья. Сооруженная в 1564 году, она не раз перестраивалась. У строгой массивной постройки к венчающей ее главе прибавились еще шесть, древние узкие оконца были расширены. К зданию прилепились пристройки.

В конце XVII - начале XVIII веков в России утвердился художественный стиль барокко. В тверских храмах появились скульптуры, многоярусные резные иконостасы. Суровый аскетизм интерьера Белой Троицы также был нарушен поздними росписями и лепниной. Однако и теперь архитектура храма волнует и своей торжественностью, и величием. Она особенно ощутима среди одноэтажных домиков, которыми застроен этот район города.

В Калинине можно встретить рубленые дома, построенные по старинным канонам деревенского плотничьего искусства и одновременно вобравшие в себя нечто от городской архитектуры. Уютные эти домики с мезонинами, балкончиками, крылечками, с резными дверьми, столбиками, наличниками и ставнями, с точеными балясинами и колонками по бокам светличных окошек теперь доживают свой век.

Даже во второй половине XVIII века Тверь была, в основном, городом деревянным. Русская земля славилась своими мастерами древоделами. Однако дожили до наших дней немногие дома, прочее истребили пожары, войны да и само время.

Тверь, речной вогзал

Одно из уцелевших деревянных сооружений - Вознесенская церковь с погоста Спасна Сози, перенесенная в село Василево под Торжок, в архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Здание церкви сравнительно невелико. Двухсветная, вытянутая вверх клеть из рубленых „в обло" (с остатком) бревен покрыта крутой тесовой двускатной кровлей. Над нею - двухъярусный восьмигранный барабан, увенчанный главкой-луковицей. Добавьте прильнувшую к храму трапезную и неширокую галерею на фигурных консолях - вот и все сооружение.

Церковь была построена в 1732 году в излучине левого притока Волги - Сози на подступах к Петровско-Оршинским болотам. И в этом отдалении сдержанно-приглушенная архитектура храма находилась в полном согласии с отрешенностью и тишиной окрестных лесов и вод. Скромное на первый взгляд сооружение радует глаз пропорциями, дающими ощущение законченности и органического слияния с окружающим ландшафтом.

Там же, в Торжке, на правом берегу Тверцы, возвышается еще одно деревянное культовое сооружение - Старо-Вознесенская церковь XVII века. Шедевр деревянного зодчества, отличающийся живописностью силуэта, рублен одним топором без пилы из самой твердой и прочной красной сосны. Стройный ступенчатый силуэт храма, взмывшего на 34-метровую высоту, и сегодня является важнейшей доминантой в архитектурном облике древнего города.

И еще об одном шедевре деревянного зодчества. Стоит в Пеновском районе на высоком берегу озера Вселуг, входящего в систему Верхневолжских озер, у древнего Ширкова погоста, церковь Иоанна Предтечи - уникальный деревянный храм XVII века. Рублен он из могучих - до 70 сантиметров в диаметре - бревен и покоится на валунном основании, но производит впечатление необычной легкости. Высокое, прекрасных пропорций стройное сооружение из трех вырастающих друг из друга срубов со сложными восьмискатными крышами кажется устремленным в поднебесье.

Успенский монастырь в СтарицеХрамы эти дают представление о высоком искусстве прежних мастеров. Реставраторам. снимавшим чертежи, не раз пришлось поломать голову над хитроумными сопряжениями и удивиться точной подгонке узлов и элементов, придавших бревенчатой конструкции едва ли не прочность монолита.

Из каменных памятников архитектуры. которые встречаются на туристско-экскурсионных маршрутах Верхневолжья, наибольший интерес представляет Успенский монастырь в Старице. Кстати, у Старицы почтенный возраст. Первое упоминание о ней в письменных источниках встречается в 1297 году. В Тверской летописи сказано так: „6 805 (1297) в лето срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову, на Старице." Город был основан как крепость для защиты юго-западных границ Тверского княжества от монголо-татар и новгородцев. Старицкая крепость с кремлем стояла на высоких холмах на левом берегу Волги. Крутые берега узкого длинного мыса между Верхней Старицей и Волгой, где было старое городище, и сегодня опоясаны мощным земляным валом. Здесь в древности велась большая торговля. решались политические дела, а иногда и звенели мечи. Московские князья неоднократно пытались овладеть Старицей. В 1375 году это удалось сделать Дмитрию Донскому. Затем тверской князь Михаил Александрович крепость вернул. Но позже Москва снова взяла верх, и с 1485 года Старица отошла к Московскому государству.

Летописи Успенского монастыря повествовали о многих событиях бурной истории этого славного города, сохранившего во многом свой первоначальный облик. Сам монастырь, по официальным данным, был основан в 20-е годы XVI столетия. В монастыре, прежде обнесенном сплошной каменной стеной, сохранились все постройки. Главная из них - Успенский собор, отличающийся общим величавым строем. Это белокаменное здание в плане - близкий к квадрату прямоугольник. Южный фасад поделен на три части пилястрами с капителями. С запада позднее был пристроен четырехколонный портик с фронтоном. Собор традиционно вытянут с запада на восток, имеет четыре массивных внутренних столба и три апсиды. В соборе много простора и света.

В одной из келий монастыря окончил свои дни первый русский патриарх Иов, изгнанный из Москвы Лжедмитрием I за непризнание самозванца. В подклетной части трехъярусной шатрового типа колокольни рядом с Успенским собором сохранилось его надгробие - плита с красивым орнаментом.

Все сооружения монастыря удивительно гармоничны. Особенным изяществом форм выделяется среди них церковь Иоанна Богослова, построенная в 1694 году на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. Декоративные формы этой небольшой церкви удачно оттеняют массив восьмерика Успенского собора. Мастерски выполнена украшающая здание резьба по белому камню, которой покрыты галереи, стены и наличники.

Есть в Старице еще несколько интересных памятников архитектуры XVIII века. Это прилепившаяся к подножию старого городища Пятницкая церковь со своими изящными приделами-ротондами, прекрасно вписывающаяся в береговую волжскую панораму Никольская церковь и построенная в стиле барокко Ильинская церковь у въезда в город.Преображенская церковь в селе Красном Старицкого района

Если от Пятницкой церкви подниматься к городу, то первое, что привлекает внимание - ряд арок у подножия крепостного вала. Это кузницы. Выложенные из крупных белокаменных блоков, их арочные фасады, огибая холм, вплотную примыкают друг к другу. Не имеющий аналогов единый ансамбль кузниц повторял прежде аркаду торговых рядов. На одном из каменных блоков сохранилась дата - „ 1792" - возраст кузниц.

И, наконец, прежде чем расстаться со Старицей, необходимо сказать о замечательном произведении архитектора Ю. М. Фельтена. автора Старого Эрмитажа, Тронного зала в Большом Петергофском дворце, других известных сооружений. Его Преображенская церковь в селе Красном Старицкого района - подлинный шедевр, воспринимаемый даже не как культовое сооружение, а просто как прекрасное произведение архитектуры. Церковь вся устремлена  вверх.

Многочисленные тонкие тяги на стенах. стрельчатые окна и двери усиливают ощущение высоты, легкости и изящества. Цоколь, узорные детали фасада, обрамление портала, окна типа „готическая роза", наличники дверей и окон выполнены из белого старицкого камня, который добывали в большом количестве в местных каменоломнях. Под сенью старого парка, спускающегося к извилистой речке Холохольне, церковь выглядит редкостной жемчужиной.

Каждый из дошедших до нас памятников архитектуры по-своему прекрасен и неповторим. Стоит в устье Орши. неподалеку от Калинина Вознесенский собор Оршина монастыря - памятник архитектуры XVI века, который главенствует над низкими берегами. над редкими амбарами и избами, над всем открытым, ровным пространством. Монастырь не был процветающим, но строили его те же мастера, что возводили и более знаменитых его ровесников - Новодевичий в Москве и Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре. Из пяти его массивных глав сохранилась одна - средняя, но собор по-прежнему величествен, и увенчанные полукружиями закомар (полукруглая верхняя часть наружных стен здания), могучие его стены внушают почтение.

Украшений здесь немного, но каждая декоративная деталь несет свою нагрузку. Массивность ровных каменных стен подчеркивают легкие наличники расположенных в разных уровнях небольших окон. Сами стены разделены несущими выступами, одновременно придающими им вертикальную направленность. Но более всего украшает фасад собора глубокий портал, как бы вылепленный из уходящих в толщу стены полуколонок.

И весь Воскресенский собор выглядит на этой прибрежной равнине былинным витязем, придавая всему окрестному пейзажу особую поэтичность.

А в 20 километрах отсюда, ниже по течению Волги, на правом ее берегу, в старинном селе Городня возвышается на городище еще один древний памятник - церковь Рождества Богородицы (с ней охотно знакомятся отдыхающие на турбазе „Верхневолжская"). И сегодня еще у подножия холма видны следы глубокого рва, который с трех сторон опоясывал когда-то крепость Вертязин, один из пограничных городов Тверского княжества. Крепость была обнесена бревенчатой стеной, валами и глубоким, наполненным водой рвом, выходившим к волжскому берегу. Летопись гласит о бедствиях, которые выпали на долю Вертязина от конницы Батыя, от московских дружин, от литовских латников. Последним обрушил карающий меч на защитников Вертязина в 1568 году Иван Грозный, заподозривший тверского князя в измене.

Пала перед Москвою Тверь, утратил былое значение и Вертязин. Не стало княжеского двора, разрушились крепостные укрепления. Осталась только церковь Рождества Богородицы XIV—XVIII веков - древнейший памятник архитектуры на Верхневолжье, единственная сохранившаяся постройка исконно тверской архитектурной школы. Церковь неоднократно перестраивалась. Вместо прежней в форме богатырского шлема главы появилась более поздняя „луковица" на вытянутом барабане. Лучше всего сохранились подклет. украшенные белокаменными „дыньками" порталы, да остались следы древних окон - узких щелей с тонким фестончатым обрамлением.

Не так давно во время ремонта, после вскрытия старых полов, под ними были обнаружены остатки обрушенной штукатурки со следами росписи. Рассмотрели их внимательнее и увидели фрески старинной рублевской школы. На реставрацию ушли годы работы. Теперь фрески восстановлены, переданы Калининскому музею и войдут в экспозицию как ценные образцы русского изобразительного искусства.