Репетиция большого юбилея

В субботу в Тверской академической филармонии при поддержке Правительства области и комитета по делам культуры открылся V Международный фестиваль имени М.П. Мусоргского. Фрагменты из опер «Борис Годунов» и «Хованщина» исполнили симфонический оркестр, хор и солисты московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова. За дирижерским пультом стоял Дмитрий Волосников.

«Аншлаг в зале, аншлаг на сцене», – заметил, начиная вечер, его ведущий Святослав Бэлза, напомнивший, что март в биографии Мусоргского был особым месяцем – композитор и появился на свет, и ушел из жизни именно в марте. Родившись в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии и прожив здесь до 10 лет, будущий гигант русской музыки с семьей переехал в Петербург, где поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую блестяще окончил и поступил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Мундир Мусоргскому шел чрезвычайно – это был красивый стройный мужчина, мало похожий на того хрестоматийного Мусоргского, которого мы видим на полотне кисти Репина, работавшего над портретом в госпитале, в последние дни жизни композитора. Музыкальные способности, напомнил Святослав Бэлза публике, обнаружились у Мусоргского очень рано – еще в юношеские годы он проявлял большие успехи в занятиях музыкой, особенно в импровизации. Знакомство с Бородиным, Балакиревым, Даргомыжским оказало огромное влияние на становление его таланта, формировавшегося в кругу композиторов «Могучей кучки».

Мусоргский познал и болезни, и нищету, тем не менее творческий огонь, который пылал в этом богатыре, прорывался вулканическими всплесками – «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка», наброски к «Женитьбе», «Саломбо», «Хованщина». Вокальное творчество композитора завоевало всеобщее признание, а его сочинения для фортепиано (такие, как «Картинки с выставки») стали знаменитыми во всем мире. «Борис Годунов», написанный по совету профессора Никольского, первоначально был отвергнут дирекцией Императорских театров – новаторская музыка Мусоргского не соответствовала эстетическим представлениям того времени. Под влиянием товарищей из «Могучей кучки» композитор переделал оперу, и день ее премьеры в Мариинском театре стал днем подлинного торжества композитора.

Спектакль «Борис Годунов» в постановке театра «Новая опера» тверитяне видели на втором фестивале, и эта постановка вызвала необычайный интерес. В прошедшую субботу в филармонии оркестр, хор и солисты театра имени Колобова представили концертное исполнение основных фрагментов из оперы: монолог дьяка Андрея Щелканова, коронация, сцена с Василием Шуйским, Царский терем и сцену у собора Василия Блаженного. В заглавной партии – Владимир Кудашев, который пел ее в Твери и три года назад. «ТЖ» писала тогда: «В роли Бориса Годунова – Владимир Кудашев. Он очень убедителен и в сцене венчания на царство, и в таких ударных монологах, как «Скорбит душа» и особенно в знаменитом «Достиг я высшей власти», в котором его герою, конечно, уже не до царственного величия». Несмотря на то, что из «Бориса Годунова» были представлены лишь «ударные» эпизоды, сам дух этой оперы солистам и особенно хору (когда хористы вступили с воплем «Хлеба! Хлеба! Дай голодным хлеба!», зал затрепетал) и оркестру удалось очень хорошо передать, достичь того градуса драматизма, который к финалу повышается до предела.

Второе отделение концерта было не менее насыщенным – вообще вся программа открытия фестиваля была настолько плотно составлена, что казалась поначалу в известной степени избыточной в силу своей сложности. На «Хованщине», а именно фрагменты из этой оперы звучали во второй части, стали понятны и логика, и намерения организаторов и исполнителей: представить оперное творчество Мусоргского в максимально полном объеме. Композитор успел оркестровать только две картины, довершил эту работу Римский-Корсаков, в XX столетии оперу оркестровал Шостакович, однако, по словам Святослава Бэлзы, чем больше «Хованщину» редактируют, тем меньше она похожа на то, что задумывал автор. На фестивале опера звучала в оркестровке Римского-Корсакова, который оказался наиболее близок к начальному замыслу. Оркестр заиграл «Рассвет на Москве-реке», затем на сцену вышла Агунда Кулаева, чтобы представить центральную сцену из второго действия – гадание Марфы и спеть знаменитую арию «Силы потайные». Сергей Поляков выступил в роли Андрея Хованского, в сцене с подъячим появился Максим Остроухов. В завершение публика услышала целиком пятое действие оперы, в котором черноризцы и черноризки, выходя из скита, поют: «Враг человеков, князь мира сего восста!» на тему подлинного старообрядческого гимна – с этим фрагментом хор справился безукоризненно. Нужно еще сказать, что солисты выходили на сцену не из-за кулис, а прямо из зала – и это добавило операм дополнительный эффект, а публика таким образом стала сопричастна с исполнителями главных партий.

Начиная с 2001 года фестиваль расширил свои репертуарные рамки и стал тематическим – он посвящен теме «М.П. Мусоргский и композиторы «Могучей кучки». На прошлом фестивале тверская публика познакомилась с концертным исполнением оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», на открытии пятого форума были сыграны «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Эта тема будет продолжена в четверг, 21 марта, в Торопце, где симфонический оркестр Государственного музыкального педагогического института имени Ипполитова-Иванова и солисты бас Илья Ушуллуи тенор Абдул Мукманов исполнят и «Рассвет на Москве-реке», и фрагменты из опер Глинки, Даргомыжского, Бородина и других композиторов. И уже состоявшийся концерт в Твери, и программа, которая будет показана в Торопце, станут блестящей репетицией 175-летия со дня рождения Мусоргского. Эта дата приходится на следующий год.

Категория: Новости 2013