Ареалы культурных традиций

Златое древо жизни

Не найти в России такого уголка, где бы отсутствовали свои исконные, рожденные народным творчеством художественные ремесла. Среди них — неувядаемое золотошвейное дело, которое принесло тверскому городу Торжку особую и заслуженную славу.

Торжокское золотое шитье отражает красоту народной души, фантазию, артистичность сноровистых рук, о которых издавна и справедливо говорят — «золотые». Узор этого художественного шитья настолько искрометен и ярок, что сразу не скажешь — шили его золотыми нитями, или отлили из золотого песка, или выковали из огненного слитка чудесным молотом на сказочной наковальне.

По местному преданию, первое упоминание об узоре из сверкающих металлических нитей относится к XIII в. Вышитые золотом кожаные лоскутки, выполнявшие роль денег, были найдены при раскопках на территории Торжокского Кремля.

Русские самовары

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

До XVIII в. чай не пользовался в России особой любовью, хотя известен был еще с первой половины XVII в. Его употребляли, главным образом, в богатых домах как лекарство. Но со временем он становится национальным напитком. Появилась специальная посуда, а чайный стол стал ломиться от сладких пирожков и ватрушек, варенья и сухариков. Чаепитие прижилось во всех слоях общества — от царского двора до крестьянской избы. Сложились особые традиции, обычаи, которые родили и образные пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее», «Пей чай, не вдавайся в печаль», «Где есть чай, так и под елью рай».

Русское серебро в собрании тверского музея

9 августа 1866 г. в Твери при Губернском Статистическом комитете был открыт музей, основная задача которого определялась так: «служить наглядным пособием при изучении Тверской губернии в настоящем ее положении» и «сохранить уцелевшие памятники глубокой старины». Драматические события, которыми богата история Твери, многочисленные войны, пожары прошлых веков уничтожили почти полностью памятники тверской художественной культуры. Но и та небольшая дошедшая до нас часть произведений старины свидетельствует о высоком уровне искусства тверских мастеров конца XIII—XV столетий. Значительную роль в сохранении этих памятников сыграл Тверской историко-археологический музей, который вел большую собирательскую и исследовательскую работу, в результате которой к концу прошлого века коллекция икон, церковной утвари и одежды уже насчитывала 3 тысячи предметов. Украшением ее были епитрахили из Отроча монастыря, гравированные серебряные панагии XIV -XV столетий, предметы тверского художественного литья.