Монастырь Нило-Столобенская Пустынь

Монахи Ниловой пустыни начнут возделывать северный виноград

Нило-Столобенский монастырь возвышается на острове Столобный (Столбный). Ежегодно сюда стремятся тысячи паломников из разных областей России.

В 1515 году на берегу реки Черемхи, в тверских землях, поселился отшельник - инок по имени Нил. Он питался травой, отгонял бесов, подвергался нападкам людей. В течение 13 лет вел Нил уединенную жизнь. Постепенно стала расти молва о святом отшельнике. Вскоре Нил поселился на одном из необитаемых островов на озере Селигер, в очень красивом месте, у подножия горы. Там он выкопал пещеру, устроил келью и часовню.

27 лет провел преподобный Нил на пустынном острове, непрерывно молясь за земных грешников. Когда силы покидали его, он опирался руками на вбитые в стены кельи деревянные крюки, не позволяя себе ни присесть, ни прилечь. Спал он стоя, опираясь на два костыля, также вбитых в стену. К нему за советом и наставлениями приходили многие люди. Он исцелял больных, не раз спасал рыбаков, застигнутых бурей на озере. Подобные чудеса продолжались и после смерти Нила.

В своей келье он выкопал могилу и поставил гроб - он постоянно помнил о смерти. За день до своей смерти преподобный Нил имел беседу с настоятелем Николо-Рожковского монастыря ощом Сергием и пророчествовал, что на острове будет воздвигнут монастырь.

Погребли Нила в им же заранее приготовленной могиле. Было это7 декабря 1554 года. После кончины святого вокруг этого места стали селиться другие пустынники, и довольно скоро здесь сложился монастырь, ставший со временем одним из любимых мест паломничества российских православных. В конце того же 1554 года Герман, иеромонах Николо-Рожковского монастыря, располагавшегося на западном берегу Селигера, поставил деревянную часовню над могилой Нила и поселился на Столобном острове вместе с игуменом Антонием. Через сорок лет здесь вырос деревянный Богоявленский храм. А через четыре года Герман получил благословение у патриарха Иова на устроение на острове мужской обители. Таким образом, с 1594 года начинается история Нило-Столобенской пустыни, мужского монастыря.

Уже в следующем веке Нилова пустынь рассталась со статусом скромной и бедной. Управлявший обителью игумен Нектарий был близок к светской власти и даже вхож к царю Михаилу Фёдоровичу. По легенде, Нектарий предсказал самодержцу рождение сына. Сын - Алексей Михайлович - подрос и, став царём, тоже благоволил предприимчивому игумену. Монастырь разрастался, стал получать государственное содержание и привилегии, например, право отлова рыбы в оз. Ильмень. Огромные средства жертвовали монастырю знатные бояре: Романовы, Милославские, Трубецкие. Впоследствии эти благородные деяния поддержали представители знаменитых в России фамилий: Шереметев, Орловы, Меншиковы, Потёмкины... В монастыре зародился обычай бесплатно кормить богомольцев. Рассказывают, что в свои лучшие времена обитель кормила до 100 тысяч паломников в год. В 1820 г. Нилову пустынь посетил император Александр I. Уже в следующем году в монастыре развернулось активное строительство, и многие постройки той поры сохранились до наших дней. Монастырь был не только важным духовным центром, но и самодостаточным хозяйственным организмом. По свидетельству В.А. Слепцова, в обители, помимо братии, трудились также наёмные работные и вкладные люди. Последними называли крестьян, присланных помещиком в Нилову пустынь ради спасения своей (читай: помещичьей) души.

История застройки обители включает несколько этапов. Первые здания, появившиеся на острове на рубеже XVIХVII вв., бьши деревянными. Из дерева бьша сработана и ограда с большими и малыми Святыми воротами, над которыми возвышалась надвратная колокольня с одной главкой. А над всеми постройками доминировала трёхъярусная, также увенчанная главкой Богоявленская церковь. В середине XVII в. деревянное строительство на острове продолжилось. В это время, судя по иконографии, в Ниловой пустыни существовали две пятиглавые ярусные церкви. Не за горами было начало каменного строительства. Послужил тому пожар 27 августа 1665 г., уничтоживший все деревянные постройки. Через шесть лет был заложен каменный собор. На севере монастыря сооружаются несколько построек разного назначения: кухня, квасовня, кельи, ограда и больничная церковь преподобного Нила, спустя годы переименованная в церковь Всех Святых. Однако в изначальном виде не сохранилось ни одно из первых каменных строений.

При закладке нового Богоявленского собора 27 мая 1667 года были обретены мощи преподобного Нила. Позже они были положены в Богоявленский собор, где хранились в серебряной золоченой раке. Второй по значимости, после мощей святого Нила, монастырской святыней была чудотворная икона преподобного, написанная в 1595 году. В 1848 году, во время холерной эпидемии, она оборонила монахов от смерти.

В следующем веке, особенно во второй его половине, Нилова пустынь переживает настоящий расцвет. Сохранились прежняя соборная Богоявленская церковь и церковь Всех Святых, а остальные сооружения были достроены. Монастырские кельи из одноэтажных превратились в двухэтажные; появляются и новые постройки - как культовые, так и хозяственные. Монастырский комплекс получает чёткую планировку. На западе острова появились гостиный и конный дворы, в южной стороне располагались Воздвиженская церковь, а также фруктовый сад и липовый парк. В XIX в. облик монастыря кардинально поменялся, обитель заметно расширилась. Был отстроен новый Богоявленский собор, вместо келий появились роскошные архиерейский и братские корпуса. Над проектом Богоявленского собора трудился Карл Росси, но его идеи не претворились в жизнь. Собор возводился по проекту И.И. Шарлеманя в 1821-1833 гг. Любопытно, что сначала архитектор представил свой проект на конкурс для Исаакиевского собора, однако в Петербурге замысел Шарлеманя, видимо, не всем пришёлся по нраву. Проект осуществили почти без корректировок в Ниловой пустыни. Храм, занявший центральное место на острове, был увенчан пятью куполами (позднее появился шестой), а с трёх сторон разместились шестиколонные белокаменные портики. Над западным портиком вознеслась трёхъярусная колокольня. Роскошный интерьер собора, включавший живопись, лепнину, позолоту, резьбу по дереву, был выполнен по проекту тверского губернского архитектора Ивана Львова. Надо сказать, что над внутренним убранством сооружений Ниловой пустыни трудились местные мастера: резчик Кондратий Конягин, живописец Семён Уткин, а также Илья Верзин и Терентий Глазухин. Кельи и связанные с ними службы опоясывают собор с трёх сторон. На южной стороне монастыря расположены корпус братских келий и казённая палата. А главные - архиерейские - кельи примыкают к церкви Нила Столобенского, располагаясь напротив пристани.

После завершения строительства собора в Ниловой пустыни принялись укреплять берега острова, постепенно разрушаемые волнами. Так появились гранитные набережные. Так остров на Селигере обрёл замечаемое многими сходство с Петербургом. Набережные из гранита, которые называли «стенками из дикого камня», возводили уже в середине XVIII в. Вот что пишет о строительстве набережных знаток Селигерского края искусствовед Артур Галашевич: «Перед собором у Архиерейской пристани набережные сделали высокими, а дальше они местами понижались... Материал для них в изобилии добывали с окрестных полей. Длина блоков была различна, в зависимости от величины камня, а высота соблюдалась примерно одинаковая, чтобы легче было вести кладку. Блоки вплотную подгонялись друг к другу, и только в верхних рядах и наиболее ответственных местах «дикоотёсанный камень» набережных крепили металлическими пиронами и связями, гнёзда для которых заливались свинцом. Проект гранитных набережных был разработан губернским архитектором И.Ф. Львовым, автором псевдоготических фасадов братских корпусов монастыря».

Особый вклад в обустройство обители внёс селижаровский мастер Фома Павлов, построивший две надвратные церкви. Одна из них, церковь преподобного Нила (1751-1755), была построена по образцу надвратной церкви Московского Донского монастыря. Правда, церковь Нила не была столь изысканна, как её столичная предшественница. Надвратная церковь апостолов Петра и Павла, завершённая в 1764 г., напоминает памятники древнего Торопца. На это указывает декор наличников, замеченный только здесь. Что касается интерьера, то обращает на себя внимание лепнина, изображающая библейские сцены.

В южной части острова возвышается Воздвиженская церковь. Её композиция весьма проста: восьмерик на четверике, с примыкающими полукруглыми апсидами. На северо-восточнойоконечности Столобного острова стоит Светлицкая башня, последнее строение, возведённое на территории монастыря (1843 г.). Нижний ярус служил воротами, через которые проходили в монастырь, в верхнем помещались кельи привратника и сторожа, а венчал башню высокий шпиль, где во время ненастья, пурги или бури на озере ночью зажигался фонарь. Многопозже пролив перед башней, отделявший остров от материка, почти полностью перегородили дамбой, ставшей главной дорогой в пустынь. После Светлицкой башни в монастыре уже нестроились новые здания, хотя кое-какие ремонтные работы и переделки ещё велись.

В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после Октябрьской революции 1917 года ее жизнь быстро пошла на спад. В 1919 году большевики вскрыли раку с мощами преподобного Нила Столобенского, изъяли из монастыря более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей. В 1927 г. монастырь был упразднён, в советское время здесь последовательно находились детская трудовая колония, лагерь для пленных поляков, военный госпиталь, дом престарелых и база отдыха «Рассвет». В 1990 году Нилова пустынь была передана Тверской епархии. 20 декабря 1991 г., в день памяти преподобного Нила, епископом Тверским и Кашинским Виктором была совершена в Благовешенском приделе Богоявленского собора первая после стольких лет запустения Божественная литургия. С этого дня в монастыре каждодневно совершаются богослужения. Через пять лет мощи преподобного Нила торжественно перенесли в обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот как живёт обитель сегодня: «В Ниловой пустыни встают рано, в пять утра. Когда честной народ ещё спит, здесь уже молятся за него. А потом, как и в большой семье, начинаются хозяйственные заботы... В обители есть огород. В здешних водах ловится рыба. Мяса монахи не едят, а три дня в неделю и вовсе постные. Спиртное для здешней братии исключено. На стене в рамочке висят заповеди святого Нектария о трезвости и общении, датированные 2 апреля 1666 года. Пока мы осматривали обитель, приехал из Осташкова отец Вассиан. И сразу все к нему потянулись, чувствовалось, как здесь любят своего настоятеля. В России ныне это единственный священник, прослуживший на одном месте почти пятьдесят лет! В самые тяжёлые безбожные годы он охранял мощи преподобного Нила в Вознесенской церкви Осташкова, не дал при Хрущёве перенести их в музей...»

В 2003 г. были обретены мощи святителя Нектария. Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи. Сам собор реставрируется довольно давно, однако предстоит ещё немало восстановительных работ. Росписи сохранились только под самым куполом. Оказывается, их уничтожали целенаправленно. В те годы, когда в монастыре размещалась детская трудовая колония, для провинившихся было придумано наказание: сбить фрески на нескольких квадратныхметрах стены.

Сегодня люди дарят обители иконы. Одна из них - икона Казанской Божией Матери - дважды была вынесена невредимой из пожара. Говорят и о чудесах, происходящих в самой обители. Однажды случилось так, что после церковного праздника служители храма не знали, что делать с букетом увядших роз. Один монах поставил вазу с поникшими бутонами в уголке рядом с иконой. И буквально через несколько минут все увидели, что цветы ожили. И ещё долго потом живыми стояли перед иконой...