Калининская область в послевоенный период

После войны население области насчитывало 1 611 тыс. человек. Восстановление разрушенного хозяйства началось сразу после освобождения районов Калиниской области от оккупантов. К концу 1948 г. вернули в число действующих около 200 фабрик и заводов, более 60 тыс. жилых домов. Через два года полностью восстановили вагоностроительный завод.

В начале 1950-х гг. в Калинине вступили в строй экскаваторный завод и полиграфический комбинат, в Кашине — завод электроаппаратуры, в Кимрах — станкостроительный завод, в Бежецке — завод сельскохозяйственного машиностроения.

Сложнее шло восстановление сельского хозяйства. Население в деревнях уменьшилось на треть. Не хватало рабочих рук, техники, инвентаря, удобрений и кормов. Только к 1950 г. удалось освоить довоенные посевные площади. При отсутствии материальной заинтересованности крестьян многие хозяйства оставались убыточными. Чрезвычайно низкая оплата труда вызывала уход трудоспособного населения из деревни в город.

До смерти Сталина сохранялась созданная им государственная политическая система. Хотя репрессии проводились в меньших масштабах, чем в 1930-е гг., но продолжались призывы к повышению «бдительности», велась борьба с «космополитизмом» и религией и т.д. В 1953 г. управлением МВД по Калининской области была «раскрыта» якобы существовавшая антисоветская организация, возглавляемая архимандритом Стефаном (Светозаровым). Эта акция считается последним громким процессом сталинской эпохи, проведенным уже после смерти «вождя всех народов».

После XX съезда КПСС, состоявшегося в 1956 г., были реабилитированы десятки тысяч жителей Калининской области.

В советское время административные реформы не раз изменяли территорию Тверского края. Например, в 1935-1944 гг. его западные районы, ныне входящие в состав Псковской области, граничили с Латвией. С лета 1958 г. административные границы области почти не изменялись.

В 1961-1969 гг. построена Конаковская ГРЭС. Её мощность составила 2,4 млн. квт/ч. Остальные электростанции области вырабатывали 200 тыс. квт/ч.

Калинин становился крупным центром полиграфии. В 1965 г. сдан в эксплуатацию полиграфический комбинат детской литературы. В Торжке вступил в строй завод полиграфических красок, один из крупнейших в Европе в своей отрасли.

С конца 1960-х гг. велось строительство новых крупных предприятий, особенно в машиностроении: заводов «Центросвар» в Калинине и «Гидропресс» в Нелидове, механических заводов в Старице и Вышнем Волочке, Савеловского станкостроительного — в Кимрах. Ведущими отраслями промышленности области стали машиностроение (28%) и производство текстиля (23%), энергетика, полиграфия, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

К началу 1990-х гг. построены Конаковский завод механизированного инструмента и Лихославльский радиаторный завод. В 1986 г. вступил в строй первый энергоблок на Калининской АЭС в Удомле, в 1992 г. — второй.

Предприятия области давали стране 75% пассажирских вагонов, 20% экскаваторов, 25% химических волокон, свыше 90% полиграфических красок, треть всех школьных учебников.

Развитие сельского хозяйства шло медленно. Большую часть территории области занимают леса, болота, водоёмы. Лишь 29% общей площади приходится на пашни, сенокосы и пастбища. Средств, выделяемых на сельское хозяйство, всегда недоставало. Допускались серьёзные ошибки в руководстве этой важной отраслью экономики края.

Для улучшения положения дел на селе государство обеспечило заметный рост производства техники и удобрений. В 1965 г. в области имелось около 13,5 тыс. тракторов, около 4,3 тыс. зерновых комбайнов, около 6 тыс. грузовых автомобилей, 3350 льноуборочных машин и другая техника. Увеличились посевные площади и валовый сбор зерна.

В 1970-1980-е гг. продолжалось активное влияние партийных органов на общественную, хозяйственную и культурную жизнь области. Инициатива в любом деле обязательно должна была получить одобрение партийного комитета.

В конце 1970-х гг. в стране проведена реформа управления сельским хозяйством, в результате которой сформирован так называемый агропромышленный комплекс (АПК). В него вошли отрасли, обеспечивающие производство продуктов питания и изделий из сельскохозяйственного сырья, а также их реализацию. Важнейшей сферой здесь является перерабатывающая промышленность. Серьезную роль играет сельскохозяйственное машиностроение: производство льноуборочной техники в Бежецке, изготовление запасных частей и ремонт техники во всех районах области, комбикормовая и микробиологическая промышленность в Твери, Ржеве, Вышнем Волочке и др. Большое значение имели отрасли, которые обеспечивали общие условия производства: транспорт, снабжение, заготовка, хранение, торговля, строительство, наука, подготовка кадров.

Основным звеном АПК являются государственные и коллективные формы хозяйствования: колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия, агрокомбинаты и фирмы, подсобные хозяйства. В 1991 г. в области было 394 колхоза и 304 совхоза.

В сфере транспорта наибольшее значение для области имеют железные дороги. Их общая протяжённость — 1800 км. Речной транспорт, в прошлом достаточно развитый, к началу 1990-х гг. утратил свои позиции. Автомобильный транспорт особенно необходим для местных перевозок грузов и пассажиров. Протяжённость автомобильных дорог области — свыше 10,2 тыс. км. Все города и районные центры соединены дорогами с твёрдым покрытием. Новый вид транспорта, трубопроводный, получил развитие в области в конце 1960-х гг. Благодаря ему, уровень газификации в области превысил 86%.

К концу 1991 г. население Тверской области составляло 1 676 тыс. человек.

Категория: В советское время