Культура Тверского края во второй половине XIX - начале XX веков

Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению древних языков — латинского и древнегреческого, классической культуры. В 1875 г. открылось Тверское реальное училище, где изучали математику, физику, механику, черчение, моделирование. В гимназию и реальное училище принимали детей из всех сословий, но на платной основе.

Среднее учебное заведение для девочек, первое в российской провинции, образовалось в Твери в 1858 г. из частного пансиона. Выпускницы гимназии могли работать учительницами и гувернантками.

Появились в губернии и ремесленные школы. В 1871-1873 гг. во Ржеве действовала земская техническая школа, готовившая техников для местных предприятий. В Твери в 1877 г. создали школу ремесленных учеников, в Бологом в 1878 г. — техничес-

кое железнодорожное училище. В Вышнем Волочке открылась школа кондукторов путей сообщения, выпускавшая чертёжников и техников для инженерной службы железных, шоссейных и водных дорог.

Существовали и частные школы. Среди них особой известностью пользовалась Татевская, в Вельском уезде. Её создатель, ученый и педагог С.А. Рачинский, организовал при школе интернат, чтобы крестьянские дети из самых дальних селений уезда тоже могли получать образование. Школьников обучали музыке и живописи, имелись ремесленные классы. Вся жизнь в школе устраивалась, как в хорошей крестьянской семье. К Рачинскому приезжали за опытом из разных уголков России.

После проведения реформ образование стало доступно всем слоям общества. К концу XIX в. по грамотности населения Тверская губерния занимала одно из первых мест в стране.

В 1866 г. в здании Тверской гимназии открылся музей. Его организации помогали тверской губернатор П.Р. Багратион и известный общественный деятель Ф.Н. Глинка. Первым заведующим стал историк М.И. Рубцов. Благодаря усилиям губернской интеллигенции и властей, Тверской музей за короткое время стал одним из лучших провинциальных музеев России. В 1889 г. создали музей при городском училище в Осташкове.

Огромную роль в духовной жизни губернии сыграла Тверская ученая архивная комиссия (ТУАК), образованная в 1884 г. По решению правительства, такие учреждения создавались в России для сбора сведений об историческом и культурном прошлом. Тверскую комиссию учредили в числе первых четырёх в стране. Её председателем избрали Августа Казимировича Жизневского, крупного губернского чиновника. Жизневский занимался археологией, писал работы по истории Тверского края, долгие годы заведовал Тверским музеем.

В комиссии собрались лучшие представители тверской интеллигенции, патриоты края, интересовавшиеся его прошлым. Приходские священники, чиновники, губернские помещики посылали туда собранные ими сведения, делали доклады, публиковали свои работы. В деятельности ТУАК принимали участие и губернские власти. Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) свёл воедино сведения о духовной истории края и, уже будучи казанским архиереем, издал «Тверской патерик» — собрание сведений о местночтимых святых. Книга В.А. Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» стала лучшим в России губернским археологическим каталогом.

Комиссия активно вовлекала в свою деятельность виднейших столичных историков, собиравших материалы о тверских землях. За тридцать лет своего существования ТУАК издала свыше ста краеведческих 1 книг и брошюр — больше, чем любая другая архивная комиссия в стране. Она заложила научную основу изучения края.

В общественной жизни России большим влиянием пользовались «властители дум» — писатели. На литературной карте Тверской земли много выдающихся имён.

Одно из самых ярких — имя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Великий сатирик родился в с. Спас-Угол Калязинского уезда (ныне Московская область). Там он провёл своё детство и позже, в годы учёбы в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее, часто приезжал на родину. В 1856 г. Министерство внутренних дел направило его в Тверь по делам службы. В «Пошехонской старине» и других очерках писатель отразил увиденные картины чиновного казнокрадства и вседозволенности.

В период подготовки и проведения реформы 1861 г. Салтыков-Щедрин исполнял обязанности тверского вице-губернатора. Он старался ограничить помещичий произвол, боролся со взяточничеством, воровством. В документах корпуса жандармов есть характеристика, данная тверскому вице-губернатору: «...сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных...». По инициативе М. Е. Салтыкова-Щедрина за злоупотребления служебным положением чиновников отдавали под суд. Жандармы отмечали, что «...впечатление.:, произведённое этими распоряжениями на служащих в уездах, весьма натурально не в пользу Салтыкова».

Черты губернской жизни писатель отразил в романе «Современная идиллия», в очерках «Наши глуповские дела», «Характеры », «Клевета» и других. Михаил Евграфович был близко знаком с деятелями тверского либерального земства A.M. Унковским и А.И. Европеусом, с декабристом М.И. Муравьёвым-Апостолом, жившим в Твери после сибирской каторги. Выйдя в отставку, писатель уехал в Петербург, но не раз приезжал на родину, поддерживал связи со своими тверскими друзьями.

В 1856 г. по губернии путешествовал Александр Николаевич Островский. Великий драматург участвовал в литературно-этнографической экспедиции по Волге, проводившейся Морским министерством. За несколько месяцев он побывал в Осташкове, Ржеве, Зубцове, Старице, Твери, Торжке, Корчеве, Кимрах, Калязине, в поволжских сёлах. Результатом поездки стали очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода ». Живя в Твери, Александр Николаевич изучал провинциальную жизнь и быт, интересовался местными промыслами и ремёслами. В доме A.M. Унковского он читал пьесу «Свои люди — сочтёмся».

Путевые впечатления, яркая речь волжан побудили драматурга к созданию «Волжского словаря», куда он включал услышанные слова и выражения. Некоторые эпизоды тверских путешествий отразились в широко известных пьесах «Гроза», «На бойком месте» и других.

В начале 1880-х гг. в Тверскую губернию приезжал Лев Николаевич Толстой. Он побывал в Прямухине, где встречался со своим знакомым по Севастопольской обороне А.А. Бакуниным. Другую поездку в Тверскую губернию, на охоту в Вышневолоцкие леса, он описал в рассказе «Охота пуще неволи».

Фёдору Михайловичу Достоевскому после возвращения из сибирской ссылки запретили проживать в Санкт-Петербурге и Москве. Местом жительства он избрал Тверь и пробыл в ней с августа по декабрь 1859 г. В гостинице Гальяни писатель снимал постоянную квартиру. Пребывание в Твери казалось ему тягостным. Здесь Достоевский работал над романом «Село Степанчиково и его обитатели», над «Записками из мёртвого дома», «Униженными и оскорблёнными». Описания города, образы тверских знакомых встречаются на страницах его произведений.

В 1895 г. в Тверской губернии побывал Антон Павлович Чехов. Он ненадолго приезжал к своему другу, художнику И.И. Левитану, работавшему на Удомельских озёрах, в имении Горка. Тверские впечатления, как считается, отразились в пьесе «Чайка», над которой он тогда работал.

В начале XX в. в имении Слепнёво под Бежецком подолгу жила Анна Андреевна Ахматова. Здесь созданы замечательные стихи, вошедшие в сборники «Белая стая» и «Подорожник». Немало трудностей выпало на её долю уже в те годы. Но именно здесь Ахматова постигла коренную, глубинную, деревенскую Россию. Она считала с тех пор Слепнёво своей второй родиной и написала:

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
о смерти Господа моля,
но всё мне памятна до боли
тверская скудная земля.

Её муж, замечательный поэт Николай Степанович Гумилёв, также не раз приезжал в родовое имение, что отразилось в его литературном творчестве. На бежецкой земле провел детство и юность их сын Лев Николаевич Гумилёв, выдающийся русский историк, этнолог и географ.

В устье Шоши, в Корчевском уезде, располагалась старинная д. Низовка. В ней прожил долгую, трудную и счастливую жизнь крестьянина и поэта Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Стихи Дрожжина — живая речь народа, образно выраженные чувства и мысли русского человека-труженика. Великий немецкий поэт P.M. Рильке специально приезжал к нему в Низовку и позднее перевёл на немецкий язык многие стихи Дрожжина.

Литературные произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы, создали в начале века в Тверском крае Андрей Белый, Владислав Ходасевич, Вячеслав Шишков, Александр Куприн и другие известные писатели.

С Тверской землёй связаны и многие замечательные русские музыканты. В 1829 г. в Вышнем Волочке родилась великая певица Дарья Михайловна Леонова. Её детские годы прошли в д. Рыжково Осташковского уезда (ныне Селижаровский район). Позже Леонова переехала в Петербург. Случай помог ей попасть в театр и учиться пению. Удивительный голос певицы сразу покорил столичную публику. Её талантом восторгался М.И. Глинка. Певица много выступала в российских городах. В зале Тверского дворянского собрания Дарье Михайловне аккомпанировал М.П. Мусоргский. С огромным успехом проходили гастроли Леоновой по Европе, Америке, Японии.

Из Тверской губернии происходила другая знаменитая певица Елизавета Андреевна Лавровская. Она родилась в Кашине в 1845 г. Закончив Петербургскую консерваторию, Лавровская с огромным успехом пела на оперной сцене. Её голос восхищал П. И. Чайковского, который посвятил Елизавете Андреевне ряд романсов, просил быть исполнительницей многих своих произведений.

В 1861 г. в Бежецке родился замечательный музыкант Василий Васильевич Андреев. Детство он провёл в имении Марьино под Удомлей. Закончив гимназию, Андреев уехал учиться за границу. Вернувшись, он создал Великорусский оркестр народных инструментов, с которым гастролировал по России, в европейских странах и в Америке. Под бурные овации оркестр Андреева выступал в Твери, в зале Дворянского собрания.

Выдающийся собиратель русских народных песен Тертий Иванович Филиппов родился во Ржеве в 1826 г. Закончив гимназию, он уехал в Москву, затем в Петербург, сделал блестящую карьеру, возглавив министерство государственного контроля России. Всю жизнь Тертий Иванович посвятил сбору русских народных песен, в том числе и на тверской земле. В 1882 г. вышел его сборник народных песен, обработанных Н.А. Римским-Корсаковым.

С Тверским краем связаны жизнь и творчество многих прекрасных художников. Крепостного крестьянина Григория Васильевича Сороку взяли в услужение в имение Островки Вышневолоцкого уезда. Рисовать он научился самостоятельно. Живший неподалёку А.Г. Венецианов заметил дар молодого художника. С разрешения хозяина-помещика Сорока стал посещать известного мастера и брать у него уроки живописи. Ни освободить крепостного, ни отправить его учиться барин не захотел. За жалобу на помещика Сороку, получившего после 1861 г. вольную, арестовали и били плетьми. Не выдержав унижения, художник покончил с собой. Его картины «Гумно», «Вид имения Спасское Тамбовской губернии», «Портрет Милюковой » — прекрасные образцы русской живописи.

В с. Пруды Весьегонского уезда (ныне Краснохолмский район) в семье крепостных в 1832 г. родился художник Павел Петрович Чистяков. Окончив Бежецкое уездное училище, он поступил в Петербургскую Академию художеств. Его кисти принадлежат замечательные полотна итальянского цикла: «Римский нищий», «Итальянец-каменотёс» и др. В Красном Холме художник написал картину «Нищие дети» и портрет матери, хранящийся в Тверской картинной галерее. Среди учеников Павла Петровича — В.А. Серов, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, М.А. Врубель.

В верховьях Волги и на Селигере работал Иван Иванович Шишкин. В дд. Коковкино и Волговерховье, на селигерских островах Столбном и Городомле знаменитый художник написал в 1890-1891 гг. много пейзажных полотен. Среди них — «Первый мостик через Волгу» и «Лес Ниловой пустыни».

Исаак Ильич Левитан впервые побывал в Тверской губернии в 1890 г. В имении Панафидиных в Старицком уезде он услышал легенду о дочери мельника, утопившейся в омуте из-за несчастной любви и превратившейся в русалку. Под этим впечатлением Левитан создал картину «У омута». Он также писал этюды в Бернове и в Курово-Покровском.

В 1895 г. Исаак Ильич побывал в окрестностях Удомли и с тех пор подолгу жил там. Величие озёрного края, прекрасные пейзажи воплотились в картины «Хмурый день», «Март», «Весна — большая вода», «Озеро» и полотно поразительной силы — «Над вечным покоем». В усадьбе Горка художник создал «Золотую осень». «Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя», — писал Левитан А.П. Чехову.

Неподалёку от Твери, в имении Домотканово, много лет работал Валентин Александрович Серов. Здесь он написал «Девушку, освещенную солнцем» — один из шедевров русской портретной живописи, а также пейзажи «Заросший пруд. Домотканово», «Ели», «Дуб», «Зимой», «Октябрь. Домотканово». Серов выполнил немало портретов местных жителей. Ныне в Домотканове музей В.А. Серова.

В Вельском уезде Смоленской губернии (ныне Оленинский район) в д. Шитики родился в 1868 г. художник Николай Петрович Богданов. Талант крестьянского мальчика заметил С.А. Рачинский и отдал его учиться в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры. Позже Богданова определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учил В.Д. Поленов. Став впоследствии академиком живописи, Николай Петрович добавил к фамилии псевдоним Вельский, в память о родине. На бельской земле он создал самые известные картины. Среди них — «Устный счет», написанный с натуры в Татевской школе и купленный для Третьяковской галереи. Воспоминаниями детства навеяны картины «У дверей школы», «Проба голосов», «Сочинение».

В вышневолоцких и удомельских краях работал пейзажист СЮ. Жуковский, ученик И.И. Левитана. Известность ему принесли полотна «Бессонная ночь. Светает», «Печальные думы», «Бабье лето»», «Лунная ночь» и другие, созданные в имениях Бережок, Всесвятское, Островки.

На оз. Мстино в Вышневолоцком уезде в 1884 г. благотворитель В.А. Кокорев организовал приют для студентов Академии художеств. Многие русские художники жили и творили на Академической даче: И.Е. Репин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, И.И. Творожников и другие. До настоящего времени на месте приюта действует Дом творчества Союза художников России.